Rambler's Top100
  Архив журнала     Maly Modelarz    11-12, 1979 - НИС "Космонавт Юрий Гагарин"

Научно-исследовательское судно "Косманавт Юрий Гагарин" собран по сканам сайта.

       Немного истории корабля. Заложен 25 марта 1969 г. на Балтийском заводе в Ленинграде, спущен на воду 30 октября 1969 г., в строй вступил в 1971 г. Порт приписки - Одесса. Совершил 21 рейс до роковых 90-х. Принимал активное участие в технической поддержке полётов космических кораблей и спутников того времени. Имел уникальную систему пассивного успокоителя, снижающую качку до 3-х градусов. Экипаж - 140чел. + 215 чел. инженерно-технический и научно-исследовательский. На борту имел 75 антенн различного радиолокационного и гидролокационного оборудования. Концовка печальная, как и многих других НИС (было 7 шт., остался последний, став музеем в Калининграде) с приходом 90-х. В 1991 г. был передан Украине, где простоял на приколе и был разграблен к 1995 г. В том же году был продан австрийской фирме по 170 долларов за тонну. В1996 г. вышел из Одессы в индийский порт Аланч, где и был утилизирован.
       Теперь про макет. Ситуация со сходимостью набора схожа с Авророй. После предварительной сборки узлов набора (см.фото); решено привязку набора надо сочетать с длинной средней палубы дет.№13.
Несколько фото про сходимость.


       Поскольку длина верхней палубы дет.13 остаётся неизменной (можно обрезать, но не удлиннить) и опираться она должна на шпангоут w8, сидящий на В3 одним концом, а вторым упираться в шпангоут w4, сидящий на А1, то при попытке собрать каркас по схеме в журнале, она оказывается коротка .Учитывая ляпы верхних шпангоутов в штатных местах и увеличение размера по длинне каркаса, решено привязку всего каркаса делать к длине дет.13 (как выяснится позже, при сборке днища не зря). Этапы переделки и минимальной подгонки каркаса.(разумеется все элементы наклеивются на картон и вырезаются).
1. Собираем на В1 все шпангоуты, но без клея, то же на В3. Шпангоут w7 пока не крепим!.
2. Примеряем В1 в сборе на А1 в штатное место по w3! Шпангоут w2 шире, а w4 уже, пока не трогаем.
3. При примерке В3 в сборе на А2, сдвигаем В1 в сторону кормы так, чтобы шпангоут w10 встал на место w11 (см. фото).
4. Ответственный момент!!! Вырезаем дет.13, сдвигая соосно навстречу друг другу А1 и А2, с установленными на них В1 и В3 (пукт 2 и 3.) ловим момент когда дет.13 сядет на w8 одним концом и упрётся в В3, а вторым упрётся в w4 В1. Подгоняем место склейки А1 и А2 - склеиваем предельно соосно.
5. Теперь подгоняем на В1, учитывая опорную точку w3 на А1, шпангоут w2 на А2. По ширине w4 нижней части, на А1, в месте соприкосновения, делаем пометки.
6. Примеряем шпангоут w7 на В3, в штатное место (учитывая пункт 3 и фото) и по его ширине нижней части, на А2 в месте соприкосновения делем пометки.
7. Обрезаем А1 и А2 по ширине с двух сторон от w7 до w4.
Теперь фиксируем все шпангоуты вместе с В1 и В3 на А1-А2 с необходимой подгонкой, не забывая длину дет.13. 9. Собираем нижние шпангоуты на ВI и ВIII и сопрягаем с А1-А2.
10. Промежутки В2 и ВII подгоняем в свои места и фиксируем.(см. фото).
11. Последний этап по сборке каркаса; монтируем дет.13 (на картоне) в штатное место и остальные элементы палубы (на картоне) №14, №15, №16 (см. фото) c небольшой подгонкой на корме В2 и дет.14.
Обшивка днища и бортов, благодаря переделке и подгонки каркаса, проходит нормально (как обычно от носа к корме, с подгонкой сопряжений), можно оценить на 4.
       В заключение несколько слов про сходимость обшивки и палубы. Дет.5 обшивки днища приходится разрезать по шпангоуту w5, для плавности перехода (см. фото). Палуба таит коварный ляп. На среднюю палубу дет.13 крепится дет.48, образующая надстройку от бака до юта, с последующей фиксацией на ней дет.49. ЛЯП №1. Он заключается в непрокраске там, где примыкает к кормовой части. ЛЯП №2 - детали 50 и 51, которые крепятся на дет.49 имеют укороченную длину. Как результат - взаимная нестыковка друг с другом!!! Скорее всего укорочена дет.51 там, где должна крепиться дет.162 и тут должно быть место стыковки с дет.50. Из фото должно быть всё понятно. Буду делать вставку.
       Всё-же ляпы продолжились. Развёртки параболических антенн подлежат переделке. Отправная точка у всех - нижняя развёртка, все остальные детали надо подгонять при стыковке. При изготовлении больших парабол привязка идёт к дет.127 и 144, следующие элементы дет.125 и 126, дет.142 и 143 надо уменьшать по дуге, также и дет.150. При изготовлении малых парабол последние крайние дет. 97 и 113 надо увеличивать по дуге, так как они полностью совпадают с предыдущими дет.111 и 95. Можно по другому (я так и сделал) вставить вовнутрь, поскольку при увеличении развёрток их надо красить в тон. К тому же на сборочном чертеже эти детали вообще не просматриваются, да и на картинке обложки тоже. Напрочь отсутствуют развёртки шлюпок и катеров.
       Шлюпки взяты из ММ №12 1969 - Gryf Pomorski - схожи с теми, что нарисованы в журнале и почти совпадают по размеру (при печатании в ХР надо печатать лист как 2 шт.-13х18 - тогда точно совпадает размер). Катера тоже из ранних журналов до 1969 г.

Выкройки возможных вариантов недостающих плавсредств из ранних ММ.


В целом о сходимости - оставляет желать лучшего, но это 1979 г, хотя попадались и с отличной сходимостью. Полусырая модель, масштаб мал - досадно как и за конец самого корабля. В инете где-то видел набор для сборки из бумаги этого корабля - 800 руб.

Модель НИС "Космонавт Юрий Гагарин".



Павел Анисимов
Санкт-Петербург
© ReSim Laboratory   2005-2016
Hosted by uCoz