Rambler's Top100
  Архив журнала     Maly Modelarz    8, 1985, text.

Итальянский истребитель Macchi C.200 "Saetta"

(в оригинале название указано неточно - с одной буквой "t").

Разработка модели и описание сборки - Богдан Васяк, Лодзь.
Перевод на русский язык - don@world2.almaty.kz


Созданный под руководством инженера Марио Кастольди, главного конструктора фирмы Аэронаутика Макки, истребитель С.200 "Саетта" (Стрела) был одним из первых итальянских цельнометаллических низкопланов с убирающимся шасси, пошедшим в серийное производство.

Сконструированный в рамках программы модернизации итальянских ВВС, самолет С.200 вместе с истребителями Фиат G.50 и Реджиане RE.2000 должен был заменить устаревшие морально и физически истребители-бипланы Фиат CR.32 и CR.42. Прототип С.200 поднялся в воздух в декабре 1937 года.

По конструкции из вышеупомянутых самолетов "Саетта" С.200 оказался лучшим, и в 1938 году пошел в производство. Уже в одном из первых полетов он достиг в пикировании скорости 800 км/ч. В самолете легко узнается представитель итальянской школы, где главный упор делался на высокую маневренность и скороподъемность. Фактически, "Саетта" уступала другим истребителям и по скорости, и по мощности вооружения, но в воздушном бою превосходила их (например, скороподъемность была выше только у "Спитфайра"). Вооруженная только двумя крупнокалиберными пулеметами, она не была равным противником для хорошо вооруженных истребителей союзников. Помогало то, что в любых условиях машина сохраняла совершенные пилотажные характеристики. Весьма основательная и прочная конструкция позволяла использовать "Саетту" как истребитель-бомбардировщик. В этой версии самолет мог нести 2 бомбы по 100 или 150 кг. Последние версии "Саетты" оснащались крылом типа МС.202, в которое были встроены два дополнительных пулемета калибра 7,7 мм. После капитуляции Италии несколько десятков машин С.200 итальянских ВВС в рамках сотрудничества с союзниками участвовали в операциях против немцев. Окраска нашей модели соответствует этому периоду.

Как любопытную деталь стоит отметить конструкцию фонаря кабины. Поскольку итальянские пилоты переучивались с медленных, но очень маневренных бипланов, они отнюдь не были восхищены новым самолетом, так как он имел меньшую маневренность, большой разбег и сложную посадку, хотя это были естественные явления, вытекающие из специфики цельнометаллического, а, следовательно, тяжелого моноплана. Но наибольшие возражения вызвала полностью закрытая кабина, к которой летчики не могли или не хотели привыкнуть. Конструкторы были вынуждены пойти на компромисс, сделав верхнюю часть фонаря открытой, в результате чего кабина приобрела форму, не встречающуюся ни на одном другом самолете.

Обобщая вышесказанное, можно признать С.200 "Саетта" удачной конструкцией, несмотря на некоторые недостатки, главным из которых было отсутствие двигателя подобающей мощности.

Тактико-технические характеристики:
Размах - 10,58 м
Длина - 8,17 м
Сухой вес - 1895 кг
Взлетный вес - 2320 кг
Скорость макс. - около 500 км/ч
Потолок - 9000 м
Дальность - 570-870 км

Вооружение: первая версия - 2 пулемета кал. 12,7 мм, боекомплект 370 патронов на ствол;
вторая версия - то же, плюс 2 пулемета кал. 7,7 мм, боекомплект 500 патронов на ствол.
в версии истребителя-бомбардировщика - 2 бомбы по 50, 100, 150 кг.
Силовая установка: 14-ти цилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения Фиат А.74 RC38 мощностью 870 л.с.

Модель выполнена в масштабе 1:33.

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Представленная модель довольно трудна в сборке, по причине многосегментного фюзеляжа и открытой кабины, требующей изготовления интерьера. Основные условия правильного изготовления модели - соблюдение точности при вырезании деталей, использование хорошего клея и отсутствие спешки. Конструкция модели рассчитана на изготовление методом "встык", избегая, где возможно, лишних склеек и клапанов. Вопреки распространенному мнению, этот метод при минимальных сноровке и терпении несложен и позволяет добиться большой точности при соединении отдельных элементов. В силу конусообразной формы некоторых сегментов фюзеляжа, краям вклеиваемых в них шпангоутов необходимо придать соответствующий скос (см. рис. 2) при помощи наждачной бумаги.

Обычно каждый моделист имеет свой излюбленный клей и свои способы и методы сборки бумажных моделей, в связи с чем предложения ограничены до минимальных. Рекомендуемый клей - "Бутапрен". Из дополнительных материалов будут необходимы: картон толщиной около 1 мм, стальная проволока диаметром 0,5-1,0 мм и два кусочка пробки. Из инструментов: ножницы, пассатижи, линейка, бритвенные лезвия или острый нож.

ОПИСАНИЕ РАБОТЫ

Работу над моделью начинаем с наклеивания на картон частей, требующих усиления. Они находятся на листе №4. Фюзеляж модели состоит из семи основных сегментов, обозначенными порядковыми номерами от 1 до 7, двух колец капота двигателя (ч.ч. 9 и 10), элементов остекления и оборудования кабины и киля (ч. 8). Шпангоуты, относящиеся к тому или иному сегменту фюзеляжа, обозначены теми же номерами с добавочными буквами "а" и "b".

В процессе работы вырезаем только те детали, которые намереваемся склеить в данный момент. Сначала вырезаем шпангоуты 1а и 1b (усиленные картоном) и их внутренние поля, обозначенные буквой "W" (это относится ко всем шпангоутам). Примеряем к краям ч. 1, а затем оклеиваем ей шпангоуты. Аналогичным способом изготавливаются остальные сегменты фюзеляжа. Перед полной сборкой фюзеляжа торцы сегментов шлифуются на наждачной бумаге, уложенной на ровную поверхность. Киль (ч. 8), в силу его сложной формы,перед склеиванием неоходимо тщательно отформовать. После склейки вставляем внутрь лонжерон (ч. 8а) и, тщательно примерив, приклеиваем киль к фюзеляжу. Отверстие на задней части фюзеляжа заполняем шпаклевкой, замазкой или просто хлебным мякишем. Выхлопные трубы (ч. 15) после склеивания устанавливаем на фюзеляже в обозначенных местах. Жалюзи охлаждения (ч. 14) приклеиваем вокруг задней кромки сегмента 1. Вырезать и приклеивать элементы капота двигателя (ч. 9 и 10) нужно с особой тщательностью. Кабину и остекление изготавливаем следующим способом:
· вырезаем отверстие в фюзеляже (см. рис. 3), разрезы идут вдоль утолщенных линий, указанных стрелками;
· полученные таким способом плоскости загибаем внутрь фюзеляжа;
· формируем и приклеиваем гаргрот (ч. 13);
· склеиваем и устанавливаем в кабине кресло пилота.
Остекление фонаря лучше всего сделать прозрачным. В этом случае деталь 11 используем в качестве шаблона, форму которого переносим на целлулоид. После вырезания и приклеивания переплета (ч. 12) готовый фонарь устанавливаем на фюзеляже, руководствуясь рисунком 6.

Монтаж крыла показан на рисунках 4, 5 и 6. Надлежит помнить, что в местах установки стоек шасси необходимо вклеить кусочки пробки. Зализы крыльев (ч.ч. 18a, 18b, 19a, 19b) приклеиваем согласно рис. 5, начиная с задней кромки. Перед этим необходимо их отформовать и надрезать по поперечным штрихам. На деталях 18а и 19а не показаны колесные ниши, их шужно нарисовать самостоятельно (тушью или черной краской) после приклейки этих деталей. Горизонтальное оперение изготавливается аналогично килю и устанавливается на лонжероне (ч. 20а), который, в свою очередь, крепится на клею в прорезанных в фюзеляже щелях.

Капоты цилиндров (ч. 17) в количестве 14 штук после придания им необходимой формы устанавливаются на капоте двигателя в обозначенных местах. Пулеметы (ч. 22) навиваются на проволочные сердечники диаметром 0,5 мм и вставляются в вырезанные в фюзеляже отверстия.

Стойки шасси изготавливаем из проволоки согласно шаблону на листе выкроек №4 и устанавливаем, руководствуясь общим планом. Колеса лучше всего подобрать от сломанных игрушек. Если это не удастся, склейте колеса из нескольких слоев картона, обработайте их наждачной бумагой и окрасьте. Однако, в этом случае результат неэстетичен и не стоит вложенного труда. Пропеллер изготавливается как монолитный трехлопастный элемент. Желательно усилить лопасти тонкой стальной проволокой. Схема сборки пропеллера - рис. 9. Вал навиваем из кусочка кальки или подобной бумаги, используя в качестве шаблона деталь 31. Весь узел, т.е. ступица, пропеллер и вал, собирается вне фюзеляжа, а затем монтируется на клею. Не рекомендуется покрывать модель нитролаком, особенно если для сборки использовался клей "Бутапрен", так как неумелое или чрезмерное нанесение лака может растворить клеевые швы.

Гораздо лучшего эффекта можно добиться, изготовив модель не из картона, а из жести. Конечно, при этом нужно уметь паять. Жестяная модель выглядит гораздо красивее и позволяет механизировать ее (установить двигатель, вращающий винт, сделать убирающееся шасси, подвижные элероны и рули и т.д.). Можно использовать жесть от консервных банок. Контуры вырезанных деталей переносим на жесть острой иглой и вырезаем слесарными ножницами. Сборка сегментов фюзеляжа из жести отличается от картонных только тем, что вместо клея и кисточки используется припой и паяльник. Несколько отличается монтаж крыла, которое разрезается по передней кромке, и, после придания нужного профиля, спаивается без каркаса. Модель обезжириваем, зашкуриваем, покрываем несколькими слоями шпаклевки и заново зашкуриваем. С помощью иглы и линейки наносим линии стыков обшивки. Готовую модель покрываем несколькими слоями разбавленного нитролака. После нанесения каждого слоя шлифуем поверхность мокрой водостойкой шкуркой.

Постскриптум переводчика:
Какой кошмар... Богдан Васяк, которого я считал величайшим корифеем в бумажном самолетостроении, предлагает всем перейти на жесть. Мда... Я в ужасе.


ReSim Laboratory   2005-2011
Hosted by uCoz